24 марта ‘19, Воскресенье

Клопы могут красить яйца по собственному усмотрению, выяснили биологи

Биологи впервые открыли животных, которые могут произвольно менять цвет откладываемых яиц. Такими животными оказались самки клопов-щитников - они выбирают цвет будущей кладки в зависимости от свойств субстрата.

Об этом сообщается в статье канадских ученых из Монреальского университета, опубликованной в журнале Current Biology.

Специалисты знают, что цвет яиц некоторых рептилий и птиц может меняться в зависимости от их рациона и возраста. Однако биологам не были известны организмы, способные менять цвет своих яиц по собственному усмотрению. Авторы статьи показали, что такой феномен наблюдается среди самок североамериканского клопа-щитника Podisus maculiventris.

Открытие было сделано случайно, когда один из студентов заражал клопов паразитическими осами. Студент заметил, что яйца клопов по цвету варьируют от бледно-желтых до темно-коричневых, причем первые обычно откладываются на светлых поверхностях, а вторые - на темных.

В ходе последующих опытов было показано, что сами яйца не могут менять цвет, подстраиваясь под субстрат - их окраску определяет самка перед откладкой. В ходе эксперимента выяснилось, что главный критерий, на который клоп ориентируется - это отношение падающего на него света к свету, отраженному поверхностью.

После того, как ученые посадили клопов на растения, оказалось, что темные яйца чаще всего откладываются ими на верхней стороне листьев, а светлые - на нижней. Вероятно, темная окраска служит для защиты от ультрафиолета, когда яйца не экранируются от него листовой тканью. Кроме того, биологи установили, что окраску яиц контролирует не меланин, а неизвестный науке пигмент, который еще предстоит идентифицировать.