23 апреля ‘24, Вторник

Ученые потренировались в подкрадывании к спящим крокодилам

Исследователи доказали, что крокодилы предпочитают спать, приоткрыв один глаз – это помогает им отслеживать приближение потенциальных врагов, таких как люди и другие рептилии.

Об этом говорится в статье австралийских зоологов из Университета Мельбурна, опубликованной в журнале Journal of Experimental Biology.

Известно, что некоторые птицы способны спать, по очереди приоткрывая то один, то другой глаз, при этом активируя соответствующее полушарие мозга. Этот феномен, известный как монополушарный сон, помогает птицам вовремя замечать приближающуюся опасность. Встречается монополушарный сон и у дельфинов – приоткрытый глаз дает им возможность не отставать от движущейся стаи.

Авторы статьи впервые показали, что монополушарный сон свойственен и рептилиям. Для этого они провели эксперимент с тремя молодыми 40-50-сантиметровыми крокодильчиками вида Crocodylus porosus (более взрослых особей ученые использовать побоялись из-за возможной агрессии с их стороны).

Сначала исследователи сажали крокодилов в прозрачный бак, дожидались, пока те заснут, а потом подкрадывались к ним и тихо стояли в их поле зрения в течение 10 минут. При этом морда крокодила снималась на камеру. Выяснилось, что в присутствии человека рептилии гораздо чаще приоткрывали во время сна один глаз, кося его на незваного гостя. Аналогичный эффект наблюдался, когда ученые подсаживали во второй отсек бака другого крокодила.

По словам ученых, открытие доказывает, что монополушарный сон мог возникнуть уже у общих предков крокодилов и рептилий. Напомним, недавно биологи выяснили, что крокодилы часто развлекают себя играми как с неживыми объектами, так и со своими сородичами. Иногда они могут играть даже с людьми.