22 октября ‘18, Понедельник

Биологи сравнили летучих мышей с базарными торговками

Ученые выяснили, что когда несколько летучих мышей охотятся в одном месте, они предпочитают перекрикивать друг друга вместо того, чтобы использовать разные частоты.

Об этом говорится в статье израильских биологов из Тель-авивского университета, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Как известно, летучие мыши используют ультразвуковые сигналы при охоте и для ориентации в пространстве – по тому, как ультразвук отражается от объектов, они определяют их местоположение. Однако порой летучим мышам приходится делить воздушное пространство со своими сородичами. Специалисты предполагали, что в таких ситуациях мыши изменяют частоту своих сигналов, чтобы они не смешивались с сигналами других особей.

Авторы статьи решили выяснить, так ли это. В качестве объекта исследования они избрали средиземноморского нетопыря (Pipistrellus kuhlii) – небольшую насекомоядную летучую мышь. В средиземноморских городах эти мыши нередко собираются в большие группы и кружат вокруг фонарей, ловя насекомых, то есть взаимодействие с большим количеством собратьев для них – привычное дело.

В ходе эксперимента ученые использовали пять специально обученных нетопырей. Их заставляли по команде взлетать с насеста и кружить по вольеру. В это время по периметру вольера включалось 12 устройств, испускающих ультразвуковые сигналы аналогичные тем, какие издают представители этого вида в природе. Это позволяло имитировать акустический фон, создающийся при скоплении нетопырей.

Выяснилось, что летучие мыши, услышав позывные своих сородичей, вовсе не думали переходить на другую частоту. Вместо этого они лишь усиливали продолжительность и интенсивность собственных сигналов, пытаясь «перекричать» других. Например, чтобы сориентироваться при посадке, обычно нетопыри испускают несколько коротких сигналов, но в условиях ультразвуковой зашумленности перед приземлением они переходили почти на непрерывный крик.

Напомним, недавно ученые установили, что летучие мыши умеют ловить не только добычу в полете, но и насекомых, которые сидят на стенах и ветвях.