28 марта ‘24, Четверг

Британцы доказали одно из ключевых утверждений теории эволюции

Биологи впервые доказали, что у организмов, не прибегающих к половому размножению, парные хромосомы эволюционируют независимо друг от друга. Это положение является одним из самых важных предсказаний, выведенных из современной теории эволюции.

Результаты исследования, проведенного британскими специалистами из Университета Глазго, опубликовано в журнале eLife.

Как известно, при образовании половых клеток происходит кроссинговер – обмен генетическим материалом между парными хромосомами, который «перетасовывает» имеющиеся в них гены. Однако если организмы долгое время не размножались половым путем, то хромосомы, входящие в состав одной пары, должны сильно отличаться друг от друга – с течением времени в них накапливаются разные мутации, а отсутствие кроссинговера не позволяет привести генетическую информацию к общему знаменателю.

Это явление, получившие название «эффект Мезельсона», теоретически было предсказано еще в середине XX века, однако все попытки обнаружить его в природе (например, у коловраток) оказались тщетными. Однако у авторов статьи, работавших с паразитическими простейшими трипаносомами, это получилось.

Всего исследователи проанализировали геномы 85 штаммов T.b. gambiense, выделенных у больных из Гвинеи, Кот-д`Ивуар и Камеруна. Выяснилось, что парные хромосомы этих паразитов, которые размножаются исключительно путем бесполых делений, эволюционировали независимо друг от друга. Правда, когда эволюция тех или иных генов на одной из хромосом заходила в «тупик», они замещались соответствующими участками с соседней хромосомы, что отчасти компенсировало расхождение.

По словам ученых, данные доказывают, что все изученные подвиды произошли от одной-единственной клетки около 10 тысяч лет назад, когда в Западной Африке активно развивалось скотоводство (копытные являются промежуточными хозяевами трипаносом). Помимо чисто теоретического значения, исследование имеет и практический смысл – изучение паразитов проливает свет на их способность вырабатывать резистентность к лекарственным препаратам.