29 марта ‘24, Пятница

Биологи узнали, почему медведи не страдают от ожирения

Ученые выяснили, почему бурые медведи, набирая перед спячкой дополнительный вес, не страдают от нарушений обмена веществ, как это бывает с располневшими людьми. Оказалось, что от ожирения медведей спасает кишечная микрофлора.

К такому выводу пришли шведские специалисты из Университета Гетеборга, чья статья опубликована в журнале Cell Reports.

Как известно, ожирение у людей может спровоцировать различные метаболические заболевания, например, диабет II типа. Бурым медведям, которые впадают в спячку, приходится каждый год быстро набирать большие запасы жира, но их здоровье от этого не страдает. Авторы работы решили выяснить, в чем заключается «секрет» мишек.

В ходе работы ученые собирали экскременты медведей на протяжении всего сезона - как в разгар лета, как и осенью, когда те готовились войти в спячку. Анализ бактериальной ДНК, содержащейся в пробах, показал, что при подготовке к спячке кишечная микрофлора медведей резко меняется: общее разнообразие микроорганизмов падает, а вместо Firmicutes и Actinobacteria там становится больше Bacteroidetes.

Чтобы показать, что изменения в составе микрофлоры являются не следствием, а основной причиной, предотвращающей ожирение, авторы работы снабдили медвежьими бактериями стерильных лабораторных мышей. Выяснилось, что мыши, снабженные летней микрофлорой медведей, не приспособленной к резкому накоплению жира, набирали избыточный вес и демонстрировали предрасположенность к диабету.

Напротив, мыши с осенне-зимней микрофлорой медведей показывали улучшения в метаболизме глюкозы. Всё это доказывает, что кишечная микрофлора играет ключевую роль в снижении вредного влияния дополнительного жира на здоровье медведей. Ученые полагают, что открытие поможет в лечении метаболических заболеваний у людей.