29 марта ‘24, Пятница

В Атлантическом океане появилась заразная форма рака

Биологи обнаружили в Атлантическом океане заразную форму рака, поражающую разные виды двустворчатых моллюсков. Открытие доказывает, что заразный рак - это не исключение, а правило.

О своем открытии американские ученые из Колумбийского университета рассказали на страницах журнала Nature.

До недавнего времени ученым было известно всего два типа заразного рака - венерическая саркома собак и лицевые опухоли тасманийских дьяволов. Впрочем, в 2015 году было установлено, что тасманийские дьяволы страдают от двух генетически отличающихся форм рака со сходными симптомами. Так или иначе, рак, распространяющийся подобно инфекционному заболеванию, считался крайне редким явлением.

Но недавно ученые обнаружили заразную форму лейкемии у двустворчатых моллюсков Mya arenaria. Авторы статьи решили выяснить, страдают ли от подобной напасти другие виды двустворок. Они изучили три вида двустворчатых моллюсков, живущих на атлантическом побережье Канады и Испании - мидий (Mytilus trossulus), съедобных сердцевидок (Cerastoderma edule) и Polititapes aureus.

Оказалось, что заразный рак поражает все три этих вида, причем в случае мидий и сердцевидок он видоспецифичен, а вот представители P. aureus, судя по анализу ДНК, подцепили рак от другого вида двустворок, Venerupis corrugata. Исследователи назвали «шокирующим» тот факт, что один и тот же рак может перекидываться от вида к виду.

О том, что моллюски заражаются раком именно друг от друга, свидетельствуют идентичные генетические маркеры в опухолевых клетках. Если бы рак возникал у каждого организма независимо, то маркеры были бы разными. Заражение происходит, когда раковые клетки, плавая по волнам, проникают в тело моллюска. Они выделяются из организма заболевших особей вместе с фекалиями, которые у двустворок содержат много клеток крови.

Двустворки являются фильтраторами и втягивают в себя воду, что способствует распространению заболевания. По словам ученых, в данном случае океан можно уподобить кровеносному руслу, по которому клетки рака разносятся в разные части тела. Открытие доказывает, что заразные формы рака не являются чем-то исключительным, а широко распространены в природе.