29 марта ‘24, Пятница

Генетики оставят опасных вредителей без дружественных бактерий

Ученые выяснили, как табачные белокрылки передают симбиотических бактерий своим потомкам. Открытие поможет найти новые способы борьбы с этими опаснейшими сельскохозяйственными вредителями.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Корнелльского университета, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Табачные белокрылки (Bemisia tabaci) - это крошечные насекомые, распространенные по всему миру. Они наносят вред множеству сельскохозяйственных культур, высасывая из них соки и перенося вирусы. Ежегодно на борьбу с белокрылками, которая ведется в основном при помощи инсектицидов, тратятся сотни миллионов долларов.

Было известно, что белокрылки существуют за счет симбиоза с бактериями, которые синтезируют для них аминокислоты, отсутствующие в растительном соке. Однако оставалось неясным, как данные бактерии передаются из поколения в поколения.

Чтобы ответить на этот вопрос, авторы статьи сравнили бактериоциты взрослых белокрылок и их нимф (неполовозрелых форм). Бактериоцитами называются специализированные клетки, в которых живут симбиотические бактерии.

Выяснилось, что бактериоциты нимф собраны в большие группы. Напротив, бактериоциты взрослых особей чаще всего располагаются поодиночке. Ученые показали, что в них отключаются гены, отвечающие за клеточную адгезию - способность клеток прикрепляться друг к другу.

Открытие доказывает, что по мере полового созревания белокрылок бактериоциты снимаются со своих мест и начинают мигрировать в половые железы, где они прикрепляются к ооцитам (яйцеклеткам). В итоге каждое образующееся яйцо получает запас симбиотических бактерий.

По словам ученых, если нарушить работу генов, заставляющих бактериоциты мигрировать в яичники, то новые поколения белокрылок останутся без симбионтов и будут обречены на голодную смерть. «Нашей следующей целью будут молекулярные продукты этих генов и их блокировка - они являются очень специфичной мишенью, что позволит избежать вреда для полезных насекомых и других организмов», -- пояснила Анжела Дуглас, соавтор статьи.