28 марта ‘24, Четверг

Дрожжи оказались третьим компонентом лишайников

Биологи обнаружили, что многие лишайники состоят из трех, а не из двух компонентов, как считалось ранее. Помимо основного гриба и водоросли, в их состав входят также одноклеточные грибы дрожжи.

К такому выводу пришли австрийские и американские ученые, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Лишайники - это классический пример симбиоза между двумя группами организмов: фотосинтезирующими водорослями или цианобактериями и грибами из отдела аскомицетов. Как можно прочесть в любом школьном учебнике, водоросли поставляют грибам сахара, а гриб защищает их от высыхания. Однако авторы статьи выяснили, что во многих лишайниках присутствует еще один компонент, о присутствии которого ранее не подозревали.

Открытие было сделано в ходе изучения двух близких видов лишайников - Bryoria fremontii и B. tortuosa. Первый из них имеет желтоватый оттенок и умеет синтезировать вульпиновую кислоту, второй окрашен в коричневый цвет и кислоты не производит. В то же время и гриб, и водоросль, входящие в их состав, генетически идентичны. Ученые выяснили, что причина различия кроется в скрывающихся в этих лишайниках дрожжах.

Расширив рамки исследования, авторы статьи обнаружили дрожжи еще в 52 родах лишайников, живущих на всех шести континентах Земли. Оказалось, что эти дрожжи сильно специализированы и не встречаются где-либо еще, кроме лишайников. В отличие от основного грибного симбионта, они относятся к другому отделу царства грибов - базидиомицетам. Дрожжи сосредоточены в корке лишайников и защищают их от проникновения микроорганизмов.

Открытие позволяет понять, почему все попытки искусственного создания лишайников до сих пор не приносили успеха. Специалисты смешивали в пробирке водоросль и гриб, но в симбиоз они не вступали. Даже если в лабораториях удавалось получить нечто, напоминающее лишайник, то там отсутствовал верхний корковый слой. Однако теперь стало ясно, что для успешного синтеза ученым просто не хватало третьего компонента - дрожжей.