19 апреля ‘24, Пятница

Энтомологи открыли пчел, живущих на вулкане

Ученые выяснили, что один из видов пчел способен сооружать свои гнезда прямо на склонах действующего вулкана. Возможно, окружающая безжизненная пустыня обеспечивает пчелам защиту от врагов.

Об этом говорится в статье британских и американских исследователей, опубликованной в журнале The Pan-Pacific Entomologist.

Пчелы, относящиеся к виду Anthophora squammulosa, были обнаружены рядом с вулканом Масая в Никарагуа. Пепел и потоки лавы, периодически вытекающие из его жерла, превратили всю окружающую местность в пустыню. Поэтому пчелы оказались чуть ли не единственными существами, живущими тут.

Наблюдения показали, что эти одиночные пчелы строят норки прямо в рыхлом вулканическом материале и затем стаскивают туда запас пыльцы для будущих личинок. Ученые оценили размер их популяции в 1000-2000 особей. В ходе исследования энтомологам приходилось использовать противогазы - однако для самих пчел регулярные выбросы сернистого газа и кислотные дожди, по-видимому, проблемы не представляют.

Долгое время ученые не могли понять, откуда же пчелы получают пищу, ведь в окрестностях вулкана практически нет растительного покрова. Затем оказалось, что вся пыльца в их норках происходит практически от одного растения - Melanthera nivea. Это одно из немногих цветковых, которое переносит кислотные дожди. Примечательно, что пчелы A. squammulosa, живущие за пределами вулканической зоны, не являются столь специализированными и собирают пыльцу с разных цветов.

По мнению авторов статьи, к обитанию на вулкане пчел толкнуло отсутствие хищников и паразитов в его коерстностях. Кроме того, рядом с вулканом не растут растения, которые могут разрушить своими корнями норки пчел.