23 апреля ‘24, Вторник

Юпитер каждый день отбирает у своего спутника атмосферу

Ученые выяснили, что Ио, спутник Юпитера, каждые 40 часов лишается своей атмосферы. Это происходит, когда он оказывается в тени Юпитера и атмосферные газы переходят в лед. На свету лед оттаивает и атмосфера на короткий срок восстанавливается.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Юго-западного исследовательского института, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research.

Ио - это один из четырех крупнейших спутников Юпитера, самый близкий к нему. Известно, что на нем активны вулканы. Благодаря их выбросам Ио обладает атмосферой, состоящей из сернистого газа (SO2). Авторы статьи показали, что эта атмосфера крайне недолговечна - раз в 40 часов происходит ее коллапс, когда Юпитер загораживает собой лучи Солнца, падающие на Ио.

Открытие было сделано с помощью гавайского телескопа «Джемини». Авторы статьи установили, что в тени Юпитера температура на Ио падает с -235 до -270 градусов по Фаренгейту. В результате сернистый газ превращается в лед. Когда Ио вновь оказывается на свету, происходит сублимация этого льда, и SO2 из твердого состояния сразу же переходит в газообразное.

Чтобы представить масштабы этого процесса, говорят ученые, достаточно вспомнить, что столбы сернистого газа над вулканами Ио достигают 500 км. Сутки на Ио эквивалентны 1,7 земным дням, и один раз за это время Юпитер встает между Ио и Солнцем на два часа. Следовательно атмосфера Ио фактически находится в состоянии постоянного коллапса.

«Хотя гиперактивные вулканы Ио являются единственным источником SO2, атмосферное давление зависит от ежедневных перепадов в солнечном свете, которые определяют температуру поверхностного льда. Мы давно это подозревали, но только сейчас увидели этот процесс в действии», -- пояснил Джон Спенсер, соавтор статьи.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»