28 марта ‘24, Четверг

Биологи поведали о пользе гомосексуализма для термитов

Ученые выяснили, что образование однополых пар помогает термитам выжить в условиях дефицита самок. Однако в присутствии особей противоположного пола термиты-гомосексуалисты забывают о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

К такому вывод пришли японские специалисты из Университета Киото, чья статья опубликована в журнале Animal Behaviour.

Известно, что многие животные в природе демонстрируют те ли иные формы гомосексуального поведения. Однако его адаптивный смысл зачастую остается неясен, ведь гомосексуальные особи подрывают свои шансы на успешное размножение. Авторы статьи показали на примере термитов Reticulitermes speratus, что гомосексуализм, напротив, может способствовать репродуктивному успеху.

Ученые решили проверить сообщения своих коллег, которые заметили, что термиты в природе могут образовывать однополые союзы. В норме в период размножения крылатые самцы и самки термитов вылетают из гнезд и затем сбрасывают крылья, образуя пару с особью противоположного пола. Такие пары кладут начало новой колонии. Однако иногда, вместо того, чтобы найти самку, самец начинает сожительствовать с другим самцом.

В ходе лабораторного эксперимента ученые показали, что такое поведение действительно распространено, особенно когда самцы сталкиваются с дефицитом самок. Исследователи выяснили, что самцы, вступившие в однополый союз, резко увеличивают свои шансы на выживание по сравнению с одиночками. Сообща с партнером самец строит гнездо и становится менее уязвимым в случае атаки муравьев, главных врагов термитов.

Такие совместно живущие самцы, по словам ученых, не являются «истинными» гомосексуалистами. Оказалось, что когда два однополых партнера получают возможность проникнуть в гнездо термитов этого же вида, основанное самкой и самцом, они убивают последнего и один из бывших «гомосексуалистов» овладевает освободившейся самкой и успешно оставляет потомство.

Получается, однополое партнерство позволяет самцам переждать неблагоприятные времена и увеличивает их шансы проникнуть в чужое гнездо. Как поясняют ученые, это случается довольно часто, поскольку однополые термиты могут жить в том же бревне, что и нормальная колония. Поэтому термитам-гомосексуалистам достаточно просто подождать, пока рабочие особи из соседнего гнезда проведут ход до их убежища.