21 августа ‘17, Понедельник

Ученые узнали, зачем муравьи целуются

Энтомологи установили, что муравьи во время орального контакта передают друг другу не только пищу, но и гормоны. Особенно это важно при выращивании личинок.

К такому выводу пришли швейцарские специалисты из Лозаннского университета, чья статья опубликована в журнале eLife.

Если присмотреться к муравьями, то можно заметить, что иногда они останавливаются друг напротив друга и сближают свои челюсти как бы в «поцелуе». Известно, что в это время они обмениваются капельками жидкости. Такое поведение называется трофоллаксисом – до сих пор считалось, что оно служит для передачи питательных веществ и пищеварительных ферментов.

Авторы статьи выяснили, что трофоллаксис предназначен также для обмена информацией и гормонами. Открытие было сделано, когда ученые работали с муравьями-древоточцами Camponotus floridanus. Исследователи изымали у муравьев жидкость, выделявшуюся, когда они начинали «целоваться», и затем изучали ее химический состав с использованием масс-спектрометрии.

Выяснилось, что помимо переваренной пищи в капельках муравьиной отрыжки содержатся углеводороды, не связанные с пищеварением, а также ювенильный гормон, регулирующий индивидуальное развитие насекомых.

Заинтересовавшись этим, ученые стали кормить муравьев-нянек, ухаживающих за личинками, пищей, обогащенной ювенильным гормоном. Выяснилось, что потомство, которое получало от этих муравьев пищу в ходе трофоллаксиса, в два раза чаще доживало до взрослого возраста и превращалось в более крупных рабочих особей.

Следовательно, гормоны спокойно циркулируют от муравья к муравью в ходе «поцелуев». Кроме того, ученые показали, что таким же образом личинки могут получать от старших собратьев химические маркеры, необходимые для распознавания членов своей муравьиной семьи.

«Ювенильный гормон и другие молекулы, передающиеся изо рта в рот через эту своеобразную социальную сеть, могут использоваться муравьями для принятия коллективных решений о развитии их колонии», -- пояснила Лоран Келлер, соавтор статьи.

21.8.2017, 16:44
Федеральная антимонопольная служба России выдала предупреждение управляющей компании «Альфа-Капитал» с требованием прекратить рассылку писем о финансовых проблемах в ряде банков: «Открытие», «Бинбанк», Московский кредитный банк и Промсвязьбанк. «Альфа-Капиталу» также предписано опровергнуть указанную в письмах информацию.
21.8.2017, 16:14
Астрономы заявили, что вокруг звезды, удаленной от нас всего на 16 световых лет, вращается землеподобная планета. Впрочем, пока ее точная орбита не установлена, нельзя сказать, может ли на ней существовать жизнь.