22 августа ‘17, Вторник

Разгадан секрет муравьиного антибиотика

Ученые выяснили, что муравьи умеют изготавливать антибиотик из смолы и собственных выделений. Он снижает риск распространения грибных инфекций в муравейнике.

Об этом говорится в статье швейцарских специалистов из Университета Лозанны, опубликованной в журнале Ecology and Evolution.

Гнезда муравьев – это идеальное место для развития инфекций. Там тепло, влажно и много мертвых насекомых, которых муравьи используют в пищу. Да и сама скученность муравьев тоже должна способствовать возникновению эпидемий.

Считалось, что муравьи борются с проникновением патогенов тщательно облизывая друг друга. Однако авторы статьи выяснили на примере древесных муравьев Formica paralugubris, что вдобавок к этому они используют антибиотики собственного приготовления.

Исследователи заметили, что представители этого вида зачем-то приносят в свои муравейники кусочки смолы. Когда ученые извлекли эту смолу и обработали ей колонию патогенного гриба Metarhizium brunneum в чашках Петри (он развивается на теле насекомых), через две недели площадь, где рос гриб, сократилась на 50%.

Затем ученые поместили в чашки Петри другие предметы из муравейника, вроде хвоинок и камушков, но они не оказали на гриб никакого воздействия. Значит, простого контакта с муравьями недостаточно. Но обычная смола, которая не побывала в муравейнике, также не демонстрировала особого эффекта.

Из этого ученые сделали вывод, что муравьи как-то специально обрабатывают смолу. И действительно, жидкостная хроматография выявила в ней присутствие муравьиной кислоты – секрета ядовитых желез муравьев. Когда исследователи самостоятельно смешали с ней чистую смолу, это и в самом деле придало ей антипатогенные свойства.

Получается, муравьи задолго до людей открыли рецепт приготовления антибиотиков.

22.8.2017, 6:2
Военное командование Корейской народной армии пригрозило США и Южной Корее «безжалостным возмездием» из-за начавшихся в понедельник совместных военных учений двух стран, сообщило агентство Киодо.
22.8.2017, 4:5
Подконтрольное «Исламскому государству» (ИГ, запрещена в России) Furat Media выложило в сеть видеообращение предположительно напавшего на прохожих в Сургуте мужчины.