28 марта ‘24, Четверг

Слоны оказались непревзойденными транспортировщиками семян

Биологи показали, что слоны могут транспортировать в своем кишечнике семена проглоченных ими плодов на расстояния в десятки километров. По этому показателю они превосходят даже птиц.

К такому выводу пришли южноафриканские ученые из Университета Кейптауна, чья статья опубликована в журнале Biotropica.

В эксперименте были задействованы четыре африканских слона в одном из национальных парков ЮАР. Ученые скормили этим животным по дыне, а затем в течение недели подсчитывали дынные семечки в их навозе. На дыне они остановили свой выбор потому, что ее семена легко отличались от семян, содержащихся в обычной пище слонов.

«Это была всепоглощающая и безостановочная работа», -- рассказала Кэтрин Банни, соавтор статьи. Выяснилось, что большинство семян проскакивает через 20-метровый слоновий кишечник за 33 часа, однако некоторые задерживаются в нем до 96 часов. Затем исследователи умножили эти цифры на дистанцию, которую преодолевают слоны, живущие в дикой природе.

Вычисления показали, что слоны переносят как минимум половину съеденных семян на 2,5 км от места трапезы, а 1% семян путешествует в их кишечнике более чем на 20 км. Отдельные же семена могут транспортироваться слонами на расстояния до 65 км – это в 30 раз больше, чем дистанция, на которую их переносят в саванне птицы.

Получается, слоны – это важнейший агент лесопосадок в саванне: каждое слон вместе с навозом ежедневно рассеивает около 3200 семян. Кроме того, семена, побывавшие в навозе, реже повреждаются жуками. Так что истребление слонов, предостерегают ученые, может негативно сказаться на разнообразии древесных пород во многих частях Африки.

В России предсказали скорое падение цен на жилье