28 марта ‘24, Четверг

Ученые разгадали секрет формы птичьих яиц

Биологи вывели универсальную формулу птичьего яйца. Оказалось, что чем больше птицы проводят в воздухе, тем овальнее у них яйца. У пернатых же, которые плохо летают, яйца имеют более сферическую форму.

К такому выводу пришли американские специалисты из Принстонского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

В мире существует более 10 тысяч видов птиц, и для каждого вида характерны яйца особой формы. Куриное яйцо имеет каплевидные очертания, яйцо совы напоминает мячик для гольфа, а яйцо колибри похоже на драже. Авторы статьи решили выяснить, с чем же связаны эти отличия.

В ходе работы ученые проанализировали более 50 000 яиц, отложенных 1400 видами пернатых. С помощью особой программы Eggxtractor, разработанной специально для этой цели, исследователи оценивали, насколько конкретное яйцо отклоняется от идеальной сферической формы, а также как сильно оно заострено на конце.

Затем ученые проверили все основные гипотезы, которыми традиционно объяснялась форма яиц. Выяснилось, что она не зависит ни от размера гнезда, ни от его расположения (на земле или на деревьях), ни от количества птенцов в выводке. Анализ показал, что единственный параметр, который влияет на форму яиц – это количество времени, которое птицы проводят в полете.

У птиц, которые летают мало и не летают вовсе, тело более массивное, а таз широкий, поэтому они откладывают сферические яйца. А вот у активно летающих птиц тело имеет более обтекаемую удлиненную форму и, как следствие, таз у таких пернатых узкий. Сквозь него могут проходить лишь овальные яйца с уменьшенным диаметром.

Эта закономерность объясняет, почему у таких разных птиц, как альбатросы и колибри, яйца имеют одинаковую удлиненную формы – и те, и другие большую часть жизни проводят в полете. Ученые говорят, что теперь по внешнему виду яйца можно многое сказать об образе жизни самого пернатого.