19 апреля ‘24, Пятница

Ученые проследили эволюционные истоки домашнего насилия

Биологи выяснили, что приматы эволюционно предрасположены к физическому насилию по отношению к партнершам. В частности, чем чаще бабуины избивают своих самок, тем охотнее те с ними спариваются.

К такому выводу пришли французские и британские приматологи, чья статья опубликована в журнале Current Biology.

О том, что сексуальные домогательства и насилие по отношению к слабому полу широко распространены среди приматов, ученые догадывались уже давно. В частности, в 2007 году было доказано, что шимпанзе в дикой природе нередко прибегают к этим нелицеприятным приемам. На этот раз специалисты обнаружили аналогичное поведение и у бабуинов.

В ходе исследования, которое продлилось 9 лет, авторы статьи наблюдали за двумя группами бабуинов, живущими в национальном парке Цаобис в Намибии. Самцы этих животных почти в два раза крупнее самок, так что у последних практически нет шансов оказать сопротивление насильнику. Тем не менее, оказалось, что бабуины редко прямо принуждают партнерш к половому акту.

Вместо этого самцы используют более изощренную тактику - на протяжении длительного времени они преследуют, бьют и царапают фертильных самок (их легко узнать по вздувшемуся красному заду), при этом не трогая беременных и кормящих. Как говорят ученые, большую часть травм в своей жизни самки бабуинов получают как раз в результате таких систематических избиений со стороны самцов.

Как показали наблюдения, самки спариваются со своими истязателями на 10-50% чаще, чем с другими партнерами. При этом самки не просто предпочитают любого агрессивного партнера, а именно ту конкретную особь, которая их регулярно избивала. Скорее всего, они настолько запуганы, что боятся дальнейших экзекуций в случае отказа вступить в связь.

Получается, те особи, которые ведут по отношению к самкам наиболее агрессивно, передают свои гены потомству с наибольшей вероятностью. То есть естественный отбор поощряет у приматов домашнее насилие. «Наше открытие доказывает, что сексуальное запугивание у людей имеет длительную эволюционную историю», - пояснила Элиз Ушар, соавтор статьи.