29 марта ‘24, Пятница

Ученые рассказали о лягушках-гигантах, пожиравших динозавров

Биологи выяснили, что современные рогатые лягушки, обитающие в Южной Америке, обладают рекордно мощными челюстями и способны хватать добычу размером с себя. Это значит, что гигантские лягушки, жившие в конце мелового периода, вполне могли охотиться на некрупных динозавров.

К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского политехнического университета, чья статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Большинство современных амфибий обладают очень слабыми челюстями и охотятся только на насекомых и прочую мелочь, не способную оказать активного сопротивления. Однако южноамериканская рогатая лягушка Ceratophrys cranwelli является исключением из этого правила - она с легкостью расправляется со змеями, другими лягушками и даже нападает на грызунов.

Авторы статьи решили выяснить, как сильно эта тварь способна сжимать свои челюсти. Для этого они поймали восемь рогатых лягушек разных размеров - самая маленькая весила всего 9 граммов, самая большая - 148 граммов. В ходе эксперимента ученые засовывали им в рот силомер в виде пинцета. Он был обтянут кожей, чтобы лягушки не повредили себе зубы.

Оказалось, что самые мелкие лягушки с шириной головы до 4,5 см не способны похвастаться мощными челюстями - сила их хватки составляет всего 30 ньютонов (N). Но вот по мере увеличения размеров мощь челюстей этого вида возрастает на порядок - рогатая лягушка с 10-сантиметровой головы развивает при укусе силу в 500 N, примерно столько же, сколько млекопитающие аналогичного размера.

Свои вычисления ученые экстраполировали на лягушек Beelzebufo (с латыни их название переводится как «дьявольская жаба»), найденных в позднемеловых отложениях Мадагаскара. Ширина головы самой крупной из них достигала 15 сантиметров, а это значит, что сила ее челюстей могла составлять до 2200 N - столько же, сколько у волков и самок тигра.

«С такой силой укуса лягушки вполне могли справиться с небольшими юными динозаврами, которые обитали в тех же местах», -- говорит Марк Джонс, соавтор статьи. «Многие люди считают рогатых лягушек забавными из-за их большой головы и округлого тела, но в то же время они дают редкую возможность больше узнать о повадках вымерших гигантских амфибий», -- пояснил Шон Вилкокс, один из исследователей.