29 марта ‘24, Пятница

У птицы, жившей 48 млн лет назад, сохранилась смазка для перьев

Палеонтологи разглядели на отпечатке древней птицы, жившей 48 млн лет назад, копчиковую железу, а также выявили молекулярные следы жиров для смазки перьев, которые эта железа секретировала.

Описание находки, подготовленное американскими специалистами из Массачусетского технологического института, опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Обычно от древних позвоночных животных остаются только кости – мягкие ткани, а уже тем более органические молекулы в ископаемом состоянии сохраняются крайне редко. Так, ученые уже не один год пытаются выделить из костей динозавров коллаген, однако пока их результаты не убедили все научное сообщество.

На этот раз внимание специалистов привлекла птица размером с современного крапивника, найденная в карьере Мессель на юге Германии. В эоцене на месте карьера располагалось кратерное озеро, в которое падало множество позвоночных, включая птиц, летучих мышей, черепах и копытных.

В районе хвоста ученые обнаружили у птицы образование, напоминающее копчиковую железу современных пернатых. Выдавливая из этой железы маслянистый секрет, птицы чистят им свои перья. С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии палеонтологи показали, что по химическому составу железа древней птицы отличается как от остального ее тела, так и от вмещающей породы.

Судя по наличию длинноцепочечных алкенов, алкилбензолов, кетонов и других органических молекул, сразу после гибели птицы выделения ее копчиковой железы избежали разложения, и лишь по мере превращения останков в окаменелость исходные жирные кислоты трансформировались в соединения иного типа.

Видовая принадлежность птицы пока не установлена, известно лишь, что она относится к вымершему семейству Messelirrisoridae. По мнению ученых, птица основное время проводила на деревьях и практически не спускалась на землю в поисках корма.