14 ноября ‘18, Среда

Биологи узнали, что делает цветы заметными для пчел

Фото: Pixabay.com

Ученые выяснили, что цветы становятся привлекательными для пчел благодаря наноструктурам на поверхности лепестков, которые создают вокруг них особое голубое сияние. Сам же цвет лепестка при этом не так важен.

К такому выводу пришли британские специалисты из Кембриджского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Многие уверены, что пчелы и шмели узнают цветы благодаря их яркой окраске. Однако исследования по физиологии зрения этих насекомых показали, что пчелиные фоторецепторы реагируют только на голубой цвет. Но голубой пигмент выработать не так-то просто, и зачастую растения, опыляемые пчелами, имеют цветы иной окраски. Как же в этом случае растениям удается привлекать пчел?

Исследователи выяснили, что всё дело в структурном цвете, который дополняет основной цвет, создаваемый пигментами. Последний строится на избирательном поглощении световых волн: красные лепестки кажутся нам красными, поскольку их пигменты поглощают весь спектр света, за исключением красного. А вот структурный цвет строится на отражении, когда благодаря особенностям поверхности падающий на нее свет отражается в определенной части спектра.

Изучив цветки 12 видов растений, относящихся к неродственным группам и имеющих разную окраску, авторы статьи обнаружили у них одну и ту же особенность. А именно, наноструктуры на поверхности их лепестков, состоящие из выростов кутикулы растительных клеток, расположены неупорядоченным образом. Благодаря этой неупорядоченности лепестки приобретают структурную голубую окраску: когда свет падает на них под определенным углом, вокруг создается голубое гало.

Человеческий глаз способен заметить голубоватое гало только на темном фоне (например, коричневатые основания лепестков урсинии или тюльпана отливают голубым). Однако пчелы, как показал эксперимент, видят голубое сияние и на светлом фоне. Ученые изготовили искусственные коричневые и желтые цветы с наноструктурами, создающими голубое сияние в дополнение к основному цвету, и, как оказалось, наличие таких наноструктур является дополнительным стимулом для насекомых.

«Мы не можем отличить желтый цветок, имеющий голубое гало, от желтого цветка, который его лишен, а вот пчелы способны делать это», -- пояснила Эдвиж Мойроуд, соавтор статьи. По словам ученых, именно голубое гало вокруг лепестков, невидимое для людей – вот самый главный ориентир, на который обращают внимание пчелы. Форма же и основной цвет лепестков служат лишь дополнительными указателями.