23 апреля ‘24, Вторник

Китайцы оставили свиней без сала

В Китае выведены генетически модифицированные свиньи, у которых практически не откладывается подкожный жир. Несмотря на отсутствие сала, у новой линии свиней есть важное преимущество: их поросята не так страдают от холода.

О своем достижении китайские геноинженеры из Института животноводства рассказали на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Млекопитающие, чтобы согреться, начинают дрожать, быстро сокращая мышца тела. Но это не единственный механизм выделения тепла. У видов, живущих в холодном климате, тепло вырабатывается также за счет белка UCP1, расположенного на внутренней мембране митохондрий (клеточных «энергетических станций»).

Однако у свиней, чьи предки происходят из тропиков, белок UCP1 отсутствует. Поэтому свиньи, особенно новорожденные, очень чувствительны к холоду. На фермах даже устанавливают специальные тепловые лампы для подогрева поросят. Все это и подтолкнуло авторов статьи к созданию новой породы морозостойких ГМО-свиней.

Используя технологию редактирования генома CRISPR, ученые добавили в свиные эмбрионы ген белка UCP1, а затем поместили эти зародыши в матку 12 взрослых свиней. В некоторых случаях беременность прошла успешно, и в результате родилось 13 здоровых поросят. В отличие от обычных свиней, они оказались гораздо более устойчивыми к холоду.

При этом и энергетический баланс, и уровень физической активности ГМО-свиней остались на том же уровне. А вот сала у них стало меньше – дело в том, что активная работа белка UCP1 приводит к сжиганию жира. Впрочем, свинина с пониженным содержанием жира окажется на прилавках еще не скоро: законодательство большинства развитых стран запрещает использование ГМО-животных.