28 марта ‘24, Четверг

Ученые оценили масштабы астероидной зимы, погубившей динозавров

Исследователи вычислили, что при падении гигантского астероида 66 млн лет назад в атмосферу было выброшено в три раза больше серосодержащих соединений, чем считалось ранее. Таким образом, зима, начавшаяся вслед за этой катастрофой, могла быть даже более суровой, чем следовало из предыдущих расчетов.

Об этом говорится в статье американских и британских специалистов, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Как известно, 66 млн лет назад, на рубеже мезозоя и кайнозоя, на Земле произошло массовое вымирание, в ходе которого исчезли динозавры, аммониты и другие группы живых существ. В качестве одной из причин этого вымирания рассматривается гигантский астероид, упавший в районе полуострова Юкатан.

В 2016 году британская экспедиция произвела бурение в Чиксулубе – кратере, образовавшемся на месте падения астероида. На глубине 600 метров ученые наткнулись на слой породы, расплавленной в результате удара. Их изучение позволило пролить новый свет на масштабы катастрофы.

Основное внимание было уделено газам SO2 и SO3, выделившимся при «вскипании» горных пород. Взвесь этих газов задержалась в атмосфере на несколько лет: отражая солнечный свет, она способствовала охлаждению Земли – подобный эффект в наши дни наблюдается при вулканических извержениях.

Ранее считалось, что после падения астероида в атмосферу попало около 100 гигатонн серы, однако теперь ученые полагают, что ее масса составляла не менее 325 гигатонн. Оценка была уточнена на основании новых данных о траектории астероида, из которых следует, что астероид врезался в Землю под углом в 60, а не 90 градусов, как считалось ранее.

Кроме того, авторы новой статьи учитывали только те газы, которые были выброшены со скоростью более 1 км в секунду – все остальные выбросы не достигли верхних слоев атмосферы и быстро рассеялись в воздухе. А вот углекислый газ, как свидетельствуют новые расчеты, выделился в меньших количествах, чем следовало из более ранних моделей.

По словам исследователей, после удара в атмосферу попало не 1400, а всего 425 гигатонн CO2. Получается, этот парниковый газ, главный виновник нынешнего глобального потепления климата, не мог уравновесить охлаждающий эффект серосодержащих соединений.

И если ранее специалисты заявляли, что из-за астероида среднегодовая температура на нашей планете упала на 27 градусов Цельсия, то теперь, возможно, эту оценку придется скорректировать в сторону увеличения. Получается, астероидная зима на Земле могла даже более суровой, чем многие готовы вообразить.