17 февраля ‘19, Воскресенье

Динозавры страдали от иксодовых клещей

Фото: Penalver and co

Палеонтологи обнаружили в куске мелового янтаря иксодового клеща, прицепившегося к перу динозавра. Находка доказывает, что динозавры, подобно современным животным и людям, страдали от кровососов, которые к тому же могли переносить болезни наподобие клещевого энцефалита.

Об это говорится в статье британских и испанских специалистов, опубликованной в журнале Nature Communications.

Меловой янтарь, который добывается в Бирме, уже давно радует ученых необычными находками. Так, недавно там были обнаружены хвост динозавра и крылья примитивных птиц. На этот раз ученые нашли в бирманском янтаре два вида иксодовых клещей, нападавших на динозавров. Возраст экземпляра составляет около 100 млн лет.

Один из этих видов относится к тому же семейству Ixodidae, что и современные клещи, разносящие энцефалит и болезнь Лайма. Одной конечностью он зацепился за перо, напоминающее перья мелких пернатых динозавров Dromaeosauridae и Troodontidae, ближайших родичей птиц. Скорее всего, именно их кровью он и питался.

Второй вид клещей, найденных учеными, относится к виду Deinocroton draculi, который входит в состав вымершего семейства. На этих клещах застряли волоски личинок жуков-кожеедов, в наши дни обитающих в гнездах. Поэтому ученые предполагают, что клещи также вели гнездовой образ жизни и накидывались на недавно вылупившихся динозавров.

Кроме того, одна из обнаруженных самок Deinocroton draculi имеет раздутое брюшко. Это значит, она напилась крови перед тем, как попасть в смолу. Впрочем, по сравнению с нормальным состоянием ее брюшко раздуто всего в 8,5 раз, тогда как ныне живущие клещи Ixodidae во время кровавой трапезы увеличивают свой объем в 100 и более раз.