28 марта ‘24, Четверг

Генетики заставят комаров пить нектар вместо крови

Ученые нашли гены, которые отвечают за переход комаров от кровососания к питанию нектаром. Возможно, в будущем это позволит переключить кровососов на более безобидную для человека диету.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Орегонского университета, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как правило, все комары совмещают питание кровью с любовью к нектару. Кроме того, имеется по меньшей мере три комариных рода, самки которых полностью отказались от крови и перешли на нектар и сок фруктов. Среди них можно упомянуть комара Toxorhynchites – его личинки стали хищниками и запасают жиры и белок, необходимые для откладывания яиц, тем самым избавляя взрослое насекомое от необходимости пить кровь.

Однако ученым известен только один комар, Wyeomyia smithii, у которого кровососание и облигатное (постоянное) питание нектаром уживаются в пределах одного вида. Это насекомое обитает по всей Северной Америке – южные его популяции пьют кровь, а северные – нет. Что интересно, образ жизни личинок при этом не отличается – в обоих случаях они живут в листьях насекомоядного растения саррацения.

Авторы статьи решили выяснить, какие генетические различия существуют между кровососущими и некровососущими представителями данного вида. Оказалось, что эти две группы комаров отличаются главным образом благодаря генам, связанным с обменом веществ и рецепторами – у кровососов больше копий генов, отвечающих за восприятие запахов, а у нектарофагов – больше генов, отвечающих за светочувствительность.

Оно и понятно – человека или другую жертву комары ищут, полагаясь на обоняние, а цветы – на зрение. «Следующий шаг – понять, какие триггеры ведут к тем генетическим изменениям, которые мы наблюдали. В случае некоторых генов это может быть довольно простой молекулярный переключатель. Если мы каким-то образом сможем отключить у комаров их способность пить кровь, это будет иметь впечатляющие последствия», -- пояснил Дэвил Денлинджер, соавтор статьи.