19 апреля ‘24, Пятница

Российский биолог открыл организм, переворачивающий представления об эволюции

Российские ученые из Института биологии внутренних вод РАН открыли простейшее, которое обладает уникально устроенными митохондриями - клеточными энергетическими станциями. Открытие заставить переписать историю эволюции эаукриот (ядерных организмов).

Необычное одноклеточное существо, Ancoracysta twista, было найдено на поверхности одного из кораллов в тропических морях Земли, сообщает агентство РИА Новости.

Изучив сходство Ancoracysta twista с другими организмами по последовательностям 201 очень медленно эволюционирующего ядерного белка, биологи установили, что этот организм очень далек от всех известных групп эукариот.

Оказалось, что геном митохондрий вновь открытого одноклеточного обладает уникальными свойствами. Митохондрии - это внутриклеточные органеллы, которые когда-то были свободноживущими организмами, а теперь снабжают клетки эукариот энергией.

По словам авторов статьи, раньше эволюционисты считали, что большая часть генов, управляющих развитием митохондрий, "переехала" в ДНК будущих эукариотических клеток в ходе единичного процесса переноса генетического материала. Пример Ancoracysta twista показывает, что это произошло далеко не сразу, в два этапа или более

Кроме того, митохондриальный геном открытого одноклеточного оказался третьим по величине в животном царстве. По числу кодирующих белок генов он уступает лишь митохондриальным геномам малоизученных одноклеточных из группы Excavata и загадочного жгутиконосца Diphylleia rotans, пока не имеющего стабильного положения на древе эукариот.