23 апреля ‘24, Вторник

Жизнь на островах способствует долголетию

Высокие зубные коронки балеарского козла развились вследствие его долголетия. Это доказывает, что островные условия способствуют увеличению продолжительности жизни.

Зоологи выяснили, как жизнь на островах влияла на вымершего козла Myotragus balearicus, жившего на Балеарских островах, расположенных неподалеку от Испании. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Островные экосистемы являются своеобразными лабораториями, в которых можно тестировать эволюционные гипотезы, так как количество факторов, влияющих на развитие жизни на островах, гораздо меньше, чем на континентах. Считается, что отсутствие хищников и ограниченность пищевых ресурсов, характерное для островов, замедляет жизненный цикл животных и увеличивает продолжительность их жизни. В противном случае неограниченный рост популяции привел бы к быстрому исчерпанию пищевой базы.

Ученые решили проверить эту гипотезу, изучая челюсти балеарского козла, вымершего около 3 тысяч лет назад. Этот вид козла существовал в изоляции примерно 5 миллионов лет назад, начиная с плиоцена. За это время животные уменьшились в размерах, но приобрели зубы с более высокой коронкой.

Высота зубов у жвачных животных связана с двумя факторами – с особенностями диеты и продолжительностью жизни. Определенные виды пищи быстрее стачивают зубы, поэтому у тех, кто живет на подобных кормах, развивается высокая зубная коронка. Но также увеличения высоты зубов требует и возросшая продолжительность жизни, иначе зубы, сточившись слишком рано, не позволят животному нормально питаться.

Всё дело - в долголетии

Специалисты определили, что диета не могла сильно влиять на высоту зубов балеарских козлов. Они питались в основном нежными побегами деревьев и кустов, а также выкапывали клубни и корешки. При подобном рационе зубы у козлов стачивались не так сильно, как у их собратьев на континенте, которые питались травой.

Поэтому, заключили ученые, дело было именно в долголетии, которым отличаются особи островных видов. Анализ останков балеарских козлов показал, что большинство особей популяции доживало до старости, и лишь немногие гибли в молодом возрасте. Поэтому-то в среднем у балеарских козлов зубы были развиты в два раза сильнее, чем у козлов с континента с аналогичной массой тела. Естественный отбор, направленный на увеличение продолжительности жизни, привел и к увеличению высоты зубных коронок.

«Хотя наше исследование и посвящено ископаемому виду, его результаты применимы и к другим травоядным животным, вымершим и существующим по сей день, которые эволюционируют в островных условиях», -- подчеркнул Ксавьер Иордана, один из авторов работы.