16 февраля ‘19, Суббота

Биологи научились трубить гортанью мертвого слона

Слон, так же, как человек и летучая мышь, издает звуки при помощи гортани.

Австрийские биологи вместе со своими немецкими коллегами установили, что слоны издают звуки тем же способом, что и человек. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Слоны общаются друг с другом при помощи очень низких звуков, которые распространяются на расстояние нескольких километров. Частота акустических колебаний инфразвука слонов составляет менее 20 Гц, что находится ниже порога человеческой слышимости.

Долгое время ученые не могли понять, какой именно механизм лежит в основе акустической коммуникации слонов. Дело в том, что млекопитающие могут издавать звуки двумя разными способами: сокращая мускулатуру дыхательных путей, как мурлыкающая кошка, или же вибрируя связками гортани, как человек.

За счет сокращения мускулатуры, как при мурлыкании, нельзя добиться высокой частоты звука, так как мышцы не могут сжиматься слишком часто. Напротив, вибрация связок гортани позволяет получать высокочастотные звуки, такие, как ультразвук летучих мышей (частотой около 110 килогерц).

Исследователи смогли экспериментально доказать, что слон, несмотря на низкую частоту его сигналов, тоже издает их при помощи гортани. Они извлекли гортань из мертвого слона и быстро заморозили ее. Затем они сконструировали установку, создающую поток воздуха такой же интенсивности и влажности, какой он исходит из легких слона.

Продувая гортань, ученые смогли получить звуки частотой от 5 до 60 Гц, что соответствует диапазону частот трубящих слонов. Так как сокращения мышц в лабораторных условиях добиться нельзя, то результаты эксперимента доказывают: слоны, как и человек, используют при создании звуков именно гортань.