20 апреля ‘24, Суббота

Экологи доказали, что хищники не могут обходиться друг без друга

Исчезновение одного вида хищников может привести к исчезновению других хищников, даже если они не были напрямую связаны между собой.

Британские ученые из Экстерского университета экспериментально доказали, что хищники в экосистемах могут косвенно влиять на выживаемость друг друга. Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.

Экологи давно высказали предположение, что хищники, имеющие различную пищевую базу, но при этом существующие в рамках единой экосистемы, оказывают существенное влияние друг на друга. Экспериментального подтверждения этой гипотезы до настоящего времени не было. Чтобы его получить, ученые в течение 8 недель наблюдали в лаборатории за поведением тлей и ос-наездников.

Осы-наездники – это паразиты, которые откладывают свои яйца в различных насекомых. Когда из яиц выводятся личинки, они поедают насекомых-жертв и те погибают. Исследователи выращивали совместно два вида ос-наездников, каждый из которых откладывает яйца в «свой» вид тли. Соответственно, искусственная экосистема состояла из популяций двух видов ос-наездников, двух видов тлей и растения, которым тли питались.

Оказалось, что два вида ос-наездников могли успешно существовать только в присутствии друг друга. Как только экспериментаторы удаляли из экосистемы один вид ос-наездников, тля, которую он ранее заражал, начинала бесконтрольно размножаться. Спустя несколько поколений эта тля вытесняла другой вид тли, в результате чего пищевая база оставшегося вида ос-наездников сокращалась и он вымирал.

«Наше эксперимент – это первое доказательство того, что хищники косвенно влияют друг на друга, так что потеря одного вида хищников может вызвать вымирание и других видов. Хотя мы исследовали насекомых, наши выводы применимы и к другим животным, включая крупных кошачьих в Африке и рыб в океане», -- пояснил Франк Ван Вин, один из авторов статьи.