20 апреля ‘24, Суббота

Тли оказались способны к фотосинтезу

Изменение окраски тлей может быть связано с фотосинтетическими процессами.

Французские энтомологи впервые обнаружили у представителей животного мира признаки наличия архаической фотосинтезирующей системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Ранее группа ученых под руководством Алена Бришона из Агробиотехнологического института в технопарке София Антиполис пришла к выводу, что гороховые тли (Acyrthosiphon pisum) обладают всеми необходимыми генами для синтеза какротиноидов. Эти пигменты нужны для выработки ряда витаминов и работы иммунной системы. У растений они ответственны за красную и оранжевую окраску плодов и листьев.

В отличие от бактерий, грибов и растений, животные не способны синтезировать каротиноиды и получают их с пищей. Гороховые тли стали первыми представителями царства животных, у которых была выявлена способность самостоятельно вырабатывать эти пигменты. Чтобы понять, для чего насекомым потребовались такая способность, энтомологи изучили, как варьирует окраска тлей в зависимости от условий окружающей среды.

При низкой температуре (около 8 градусов Цельсия) в популяции тлей преобладают зеленые особи, при оптимальной температуре (22 градуса) – розовые и оранжевые тли, а при недостатке пищи – белые, лишенные пигментов. В ходе эксперимента ученые помещали тлей всех типов окраски в темноту, а затем вновь выносили их на свет. Оказалось, что в темноте у оранжевых тлей падало содержание АТФ, молекул, в которых организмы запасают энергию.

При этом у зеленых тлей концентрация АТФ менялась не так сильно, как у оранжевых, а у белых, лишенных пигментов, не менялась вовсе. Из этого исследователи сделали вывод, что каротиноиды у тлей улавливают фотоны света и принимают участие в окислительно-восстановительных реакциях, в ходе которых и вырабатываются АТФ. Это значит, что у тлей может иметься примитивный аналог фотосинтеза.

Некоторые оппоненты уже заявили о том, что результаты работы необходимо подтвердить новыми экспериментами. Кроме того, как указывают критики, пища тлей богата сахарами, поэтому они не нуждаются в дополнительных источниках энергии.