20 апреля ‘24, Суббота

Антропологи объяснили эволюцию человеческого черепа мордобоем

Ученые предположили, что одним из ключевых факторов эволюции человеческого черепа были многочисленные драки, сопровождавшиеся ударами в лицо. Эта гипотеза позволяет объяснить ряд особенностей строения черепа Homo sapiens и его предков.

Результаты исследования, проведенного американскими антропологами из Университета Юты, опубликованы в журнале Biological Reviews.

Традиционно специалисты объясняют эволюцию формы черепа гоминид пищевым фактором: австралопитеки пережевывали грубые растительные волокна и потому кости черепа у них были массивными, представители ли же рода Homo переключились на питание мясом и в результате отказались от больших челюстей, что повлекло за собой перестройку черепной коробки.

Однако в последнее время эта гипотеза всё чаще ставится под сомнение: например, радиоизотопный анализ показал, что некоторые гоминиды, такие как Paranthropus boisei, несмотря на мощный череп, поедали в основном фрукты. Поэтому авторы статьи предложили альтернативное объяснение: движущей силой эволюции черепа гоминид были драки.

Согласно статистике, во время конфликтов, происходящих между современными мужчинами, более 60% повреждений приходится на лицо. По мнению исследователей, в прошлом мордобой, связанный с конкуренцией за самок, был еще более распространенным явлением, так что естественный отбор работал в пользу самцов с черепами, наиболее устойчивыми к ударам.

В частности, антропологи показали, что в ходе эволюции древних гоминид особенно укрепились глазницы и скуловые кости. У представителей рода Ноmо этот процесс несколько замедлился в связи с общим падением мышечной массы: у людей уже не было необходимости выдерживать настолько мощные удары в лицо, каким подвергались австралопитеки.

Тем не менее, как отмечают ученые, современные мужчины отличаются целым рядом особенностей, восходящих к воинственному эволюционному прошлому. В частности, приводящие мышцы нижней челюсти у представителей сильного пола примерно на 30-40% мощнее, чем у женщин. Это защищает их от смещения и перелома челюсти во время драк.

Напомним, недавно антропологи предположили, что на эволюцию человека повлияла необходимость складывать руку в кулак.