25 апреля ‘24, Четверг

Каждый второй ученый подвергается сексуальным домогательствам во время полевых работ

Психологи выяснили, что археологи, зоологи и другие ученые, которые проводят исследования в поле, часто страдают от сексуальных домогательств со стороны коллег. Во многих случаях это негативно сказывается на их научной карьере.

К такому выводу пришли американские специалисты из Иллинойского университета, чья статья была опубликована в журнале PLOS ONE.

В последнее время вопрос об отношениях мужчин и женщин на рабочем месте всё чаще попадает в поле зрения общественности. Однако до сих пор мало было известно о том, насколько нежелательные контакты между коллегами противоположного пола распространены в научной среде. Чтобы выяснить это, авторы статьи провели интернет-опрос среди археологов, геологов и представителей других дисциплин, которым приходиться работать в полевых условиях, где риск сексуальных домогательств особенно велик.

Участников опроса психологи набирали в социальных сетях, размещая объявления в группах различных научных организаций. Всего им удалось опросить более 500 ученых-женщин и 140 ученых-мужчин. Выяснилось, что 64% из них во время работ в поле выслушивали сексуальные намеки и сексуально окрашенные комментарии по поводу внешности. 20% респондентов сталкивались с нежелательными прикосновениями или становились жертвой изнасилования.

Как отмечают исследователи, ученые-мужчины чаще всего подвергаются сексуальным домогательствам со стороны своих ровесниц, а вот женщин чаще всего «атакуют» их старшие коллеги. Риск подвергнуться домогательствам прямо связан со статусом в научном мире: в 90% случаев женщины, ставшие объектом нежелательного внимания, были студентками, аспирантками или постдоками (молодыми кандидатами наук). Для мужчин-ученых этот показатель равен 70%.

По мнению авторов статьи, сексуальные домогательства со стороны начальников-мужчин заставляют многих ученых-женщин отказываться от научной карьеры. Интересно, что Кэтрин Клэнси, соавтор статьи, попала в десятку наиболее выдающихся ученых 2013 года по версии журнала Nature. Так редакция этого издания отметила вклад Кэтрин в борьбу с сексуальными домогательствами в научной среде.