28 марта ‘24, Четверг

Генетики выяснили, что пигмеи появились в Африке недавно

Генетики проанализировали ДНК двух групп пигмеев, живущих в Центральной Африке, и пришли к выводу, что их карликовость имеет различную генетическую подоснову. Из этого ученые сделали вывод, что в условиях дождевого леса люди могут очень быстро мельчать.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета штата Пенсильвания, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Долгое время считалось, что пигмеи, обитающие в тропических лесах Центральной Африки и занимающиеся охотой и собирательством, произошли от общего предка около 30 тысяч лет назад. Однако авторы статьи показали, что карликовость, являющаяся адаптацией к нехватке пищи и густой растительности - это куда менее древний феномен, возникающий независимо в разных группах людей.

Чтобы понять, какие мутации обусловили миниатюрность пигмеев, ученые сопоставили геномы пигмеев из племени батва и их соседей-земледельцев бакига, живущих на востоке Центральной Африки. В среднем рост взрослых мужчин батва составляет 152 сантиметра, что на 13 сантиметров ниже, чем у бакига. Особое внимание ученые обращали на ген гормона роста и на гены, про которые было известно, что они связаны с вариациями роста у европейцев.

Параллельно аналогичный анализ был проделан для пигмеев бака и обитающих рядом с ними земледельцев нзебе и нзими - эти племена населяют запад Центральной Африки. Оказалось, что однонуклеотидные полиморфизмы (точечные мутации, при которых один нуклеотид заменяется другим), отвечающие за низкий рост, у пигмеев батва и бака отличаются. Это значит, что карликовость у африканских племен является результатом конвергентной эволюции.

Исследователи полагают, что африканские племена превращаются в пигмеев и охотников-собирателей всякий раз, когда их вытесняет в лес другая земледельческая народность. Чтобы выжить, они мельчают и начинают торговать со своими бывшими врагами-земледельцами. Открытие доказывает, что размеры тела в человеческих популяциях могут изменяться очень быстро.