16 июня ‘19, Воскресенье

Мясо сделало из обезьяны человека

Ученые выяснили, что переход на мясную диету сыграл ключевую роль в эволюции человека. Питание мясом позволило отказаться от мощных челюстей и дало стимул для развития речи.

К такому выводу пришли американские специалисты из Гарвардского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Как известно, человек по сравнению со своими ближайшими родичами - человекообразными обезьянами, а также австралопитеками - обладает маленькими зубами и слабыми челюстями. Считается, что уменьшение относительного размера челюстей облегчило развитие речи и позволило укрупнить черепную коробку. Однако ученые до сих пор спорят, почему это произошло.

Согласно наиболее популярной гипотезе, на эволюцию человеческого лица повлияло использование огня - для пережевывания поджаренной пищи людям требовались не такие мощные челюсти, как раньше. Но по новейшим данным готовить люди стали всего 500 тысяч лет назад, тогда как уже 2 млн лет назад Homo erectus обладал слабой жевательной мускулатурой и небольшими зубами.

Авторы работы предположили, что пропорции лица изменились у предков человека при переходе на мясную диету. Чтобы протестировать эту гипотезу, ученые провели эксперимент с участием почти 30 взрослых добровольцев. Одним из них давали жевать слегка измельченные сырую морковь и свеклу, другим - нашинкованное каменными орудиями сырое мясо козы (по жесткости оно похоже на мясо диких животных).

Оказалось, чтобы получить необходимое число калорий, при жевании мяса - пусть даже оно сырое - людям требуется гораздо меньше усилий, чем при пережевывании овощей. Так, чтобы наестся одними овощами, человеку пришлось бы делать 40 000 движений челюстями в день. Однако если треть калорий происходит из сырого нарезанного мяса, это число сокращается на 17% (это на 2,5 млн жевательных движений меньше за год). При этом мускульная сила, требуемая при жевании, уменьшается на 26%.

По словам ученых, если бы наши предки остались вегетарианцами, они никогда не превратились бы в людей. Так, шимпанзе, которые питаются растительной пищей, половину всего дня проводят за ее пережевыванием. По словам ученых, если бы не мясо, древних людей ожидала бы та же участь.