29 марта ‘24, Пятница

Мозг женщин «усыхает» из-за беременности

Ученые выяснили, что из-за беременности в женском мозгу становится меньше серого вещества. Мозг матери частично возвращается в норму только спустя два года после рождения ребенка.

К такому выводу пришли испанские физиологи из Автономного университета Барселоны, чья статья опубликована в журнале Nature Neuroscience.

Как известно, во время беременности меняется гормональный фон матери, ее кровяное давление и другие физиологические особенности. Авторы статьи показали, что не менее серьезное воздействие беременность оказывает и на головной мозг. Об этом свидетельствуют результаты долгосрочного обследования 25 впервые забеременевших женщин.

Женщины были обследованы с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) до беременности, а затем во время нее и после. В качестве контрольной группы использовались 19 мужчин, которым впервые предстояло стать отцами, а также 37 бездетных мужчин и женщин. Оказалось, что мозг изменился только у беременных женщин, причем по одной и той же схеме.

А именно, в зонах мозга, отвечающих за решение социальных задач, таких как считывание эмоций по лицу, у беременных уменьшилось количество серого вещества (в его состав входят нервные клетки). Меньше серого вещества стало и в гиппокампе - эта часть мозга ответственна за память.

Спустя два года ученые вновь обследовали мозг 11 женщин на томографе (тех, кто не успел забеременеть вновь). Выяснилось, что в гиппокампе объем серого вещества восстановился, а вот в остальных участках мозга оно так и не наросло вновь, то есть эти изменения являются необратимыми. Авторы статьи даже говорят, что по МРТ мозга можно уверенно сказать, рожала ли когда-либо женщина или нет.

Пока ученые не знают, с чем связаны подобные преобразования мозга. Возможно, матери каким-то образом настраиваются на общение с будущими детьми и уход за ними. С другой стороны, ученые предполагают, что аналогичные метаморфозы претерпевает и мозг суррогатных матерей, а также тех женщин, кто планирует сдать ребенка в детский дом.