19 апреля ‘24, Пятница

Чтобы омолодиться, надо слетать в космос

Специалисты NASA показали на примере астронавтов-близнецов, что длительное пребывание в космосе имеет омолаживающий эффект. А именно, концевые участки хромосом, укорачивание которых связано со старением, во время космического полета начинают удлиняться.

Результаты исследования опубликованы на официальном сайте космического агентства.

Ученые уже давно спорят о том, насколько долгое пребывание в космосе опасно для здоровья. Особенно эта дискуссия обострилась в связи с планируемой миссией по колонизации Марса. NASA решило разобраться в данной проблеме с помощью близнецового эксперимента с участием астронавтов Скотта и Марка Келли.

Скотт и Марк – однояйцовые близнецы, и поэтому они обладают идентичным геномом. Пока Марк оставался на Земле, Скотт провел около года на Международной космической станции, вернувшись в марте 2016 года. 10 исследователей из различных университетов отслеживали состояние Скотта во время и после миссии, а Марк использовался в качестве контрольной группы.

Выяснилось, что теломеры (концевые участки хромосом) в белых кровяных тельцах Скотта за год пребывания на МКС несколько удлинились, а вот после возвращения на Землю их длина опять сократилась. Возможно, это было связано с большим числом физических упражнений и сокращением числа потребленных калорий.

С каждым новым клеточным делением теломеры укорачиваются, поскольку клетка не умеет начинать синтез копии хромосомы с самого начала. Так что, чем старше человек, тем короче у него теломеры. Получается, что их удлинение можно считать «омоложением».

Впрочем, другие изменения в организме Скотта не были столь благоприятными. В частности, у него наблюдался повышенный уровень гормона IGF-1, что отражает возросшую нагрузку на мышцы и кости – астронавты в космосе вынуждены постоянно заниматься, чтобы компенсировать действие невесомости.

Кроме того, судя по различиям в транскриптоме (так называется совокупность молекул РНК, синтезируемых клеткой), в космосе некоторые гены активируются по-другому, чем на Земле. Знание о «космических генах», включающихся во время полета, поможет в подготовке будущих миссий.

Мишустин поручил до 25 декабря подготовить комплекс мер по развитию судостроения