29 марта ‘24, Пятница

Ученые: в губках для мытья посуды бактерий не меньше, чем в фекалиях

Микробиологи выяснили, что в среднестатистической кухонной губке обитает несколько сотен миллиардов бактерий, среди них – возбудители опасных болезней. Но попытки продезинфицировать этот рассадник заразы могут только усугубить ситуацию.

К такому выводу пришли немецкие специалисты из Гисенского университета имени Юстуса Либиха, чья статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Губка для мытья посуды уже давно пользуется дурной репутацией как идеальное место для размножения микробов. Исследователи решили с фактами в руках показать, насколько велика опасность со стороны этого внешне безобидного предмета. Материалом для работы послужили 14 посудных губок, использовавшихся от недели до месяца. Их предоставили ученым немецкие домохозяйки.

С помощью флуоресцентного микроскопа исследователи подсчитали, что в одном кубическом сантиметре посудной губки живет в среднем 50 миллиардов бактерий – в 7 раз больше, чем людей на Земле. Бактерии распределены по губке достаточно равномерно, не считая поверхности и внутренних полостей, где формируются бактериальные биопленки – там микробов еще больше. Сравнимое число бактерий присутствует только в экскрементах.

ДНК-анализ выявил в губках 360 различных типов микроорганизмов – причем пять из десяти наиболее обильных относятся к группе RG2. В эту группу входят патогены, которые в нормальных условиях не представляют серьезной угрозы для человека, но, например, из-за ослабленного иммунитета могут вызывать воспалительные процессы и другие заболевания.

Интересно, что один из этих пяти потенциально опасных микробов, Moraxella, отвечает также за неприятный запах, исходящий от использованных губок. Но периодическая дезинфекция губок не только не препятствует размножению этой бактерии, но даже помогает ему, говорят авторы статьи. Поэтому после кипячения губка вскоре начинает пахнуть еще сильнее, чем до.

Дело в том, что бактерии из группы RG2 размножаются быстрее, чем более безопасные микробы. Поэтому, дезинфицируя губку, вы своими руками расчищаете им место от конкурентов. По словам ученых, единственный надежный способ обезопасить себя – не жалеть денег и менять посудную губку раз в неделю.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом