29 марта ‘24, Пятница

Ученые заявили о непобедимости старения

Исследователи показали, что с математической точки зрения старение неизбежно. Даже если создать для организма идеальные условия, в нем всё равно будут накапливаться или злокачественные, или нефункциональные клетки.

К такому выводу пришли американские ученые из Университета штата Аризона, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые уже давно задумываются над тем, почему эволюция не привела к возникновению организмов, которые живут неограниченно долго. Носители генов долголетия должны оставлять больше потомства, и в конце концов такие гены благодаря естественному отбору стали бы преобладающими во всей популяции.

Тем не менее, ничего подобного не происходит, и живые существа продолжают всё так же стареть и умирать, как это делали их предки. Существующие теории связывают это со сбоями в работе естественного отбора, который не может элиминировать гены старения из-за того, что те дают преимущество молодости.

Поэтому многие специалисты верят, что если исправить недоработки естественного отбора, то человек сможет забыть о старении. Однако авторы статьи показали, что это невозможно. Старение является неотъемлемой чертой любого многоклеточного организма, поскольку между его клетками идет непрекращающаяся конкуренция.

Чем сильнее такая конкуренция, тем лучше отсеиваются неработающие клетки – а их накопление, как известно, является одной из главных причин старения. Но, с другой стороны, рано или поздно в такой борьбе победителями оказываются клетки, соревнующиеся «нечестно» и способные к бесконтрольному делению.

Если же межклеточная конкуренция ослабевает, риск возникновения рака снижается, но зато «ленивые» и нефункциональные клетки накапливаются ускоренными темпами. Во всяком случае, именно это следует из математической модели, разработанной исследователями.

«Можно замедлить старение, но нельзя остановить его. Мы математически продемонстрировали, что нельзя решить сразу обе проблемы. Решая одну из них, вы сталкиваетесь с другой: или ваши клетки работают всё более вяло, или же у вас возникает рак», -- пояснила Джоанна Мейсел, соавтор статьи.

«Когда люди задаются вопросом о существовании старения, они спрашивают, почему естественный отбор до сих пор его не остановил. Этот вопрос подразумевает, что победить старение можно. Мы же говорим, что это не под силу ни естественному отбору, ни кому-либо еще», -- рассказала Мейсел.