18 апреля ‘24, Четверг

Ученые засняли момент превращения нормальных клеток в раковые

Исследователи впервые смогли в режиме реального проследить, как в клетках происходит хромосомная транслокация. Обычно после этого обычные клетки превращаются в раковые и начинают неконтролируемо делиться.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Национального института рака, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

Хромосомной транслокацией называется такая «поломка» генетического аппарата клетки, в результате которой один участок хромосомы переносится на другую. Очень часто нормальные клетки перерождаются в раковые именно из-за транслокации, так что для понимания природы раковых заболеваний важно разобраться в деталях этого процесса.

Обычно транслокация в клетках случается очень редко. Чтобы стимулировать ее, авторы статьи обрабатывали клеточную культуру эндонуклеазой, ферментом, разрезающим ДНК. Одновременно они «отключали» белок, участвующий в ее репарации (восстановлении). После этого в клетках почти в 10 раз учащались двуцепочечные разрывы ДНК, необходимые для начала транслокации.

Однако даже после специальной обработки в течение 24 часов транслокация происходила только в 1 из 300 клеток. Поэтому ученые разработали специальную методику, позволяющую в режиме реального времени отслеживать, как ведут себя хромосомы сразу в нескольких тысячах клеток.

Выяснилось, что транслокации могут возникать в течение 4-5 часов после разрыва ДНК, причем частота их возникновения никак не связана с фазой клеточного цикла, во время которой произошел разрыв. «Мы проследили, как механизм транслокации работает в пространстве и во времени, и сейчас мы можем сделать выводы о реальных формах рака», -- пояснил Том Мистели, один из исследователей.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией