29 марта ‘24, Пятница

Ученые разработали вакцину от обезьяньего СПИДа

Вакцина, созданная американскими специалистами, помогает обезьянам полностью излечиваться от вируса иммунодефицита. В ближайшее время ученые надеются приступить к разработке аналогичной вакцины от ВИЧ.

Об этом говорится в статье, опубликованной специалистами из Орегонского университета в свежем выпуске журнала Nature.

Обезьяний вирус иммунодефицита (SIV) – это непосредственный предшественник вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Именно он впервые передался африканским охотникам при их контактах с обезьяньим мясом. Считается, SIV и ВИЧ не поддаются излечению: даже самая стойкая иммунная система не способна полностью побороть вирусные частицы, а может лишь удерживать их концентрацию на низком уровне.

Однако авторы статьи смогли доказать обратное, экспериментируя с очень патогенным вирусным штаммом SIVmac239, который поражает макак-резусов. Для обезьян он в 100 раз опаснее, чем ВИЧ для людей. Обычно зараженные этим вирусом приматы умирают в течение 2-х лет. Но не так давно ученые создали вакцину против SIVmac239 на основе модифицированного цитомегаловируса (из группы вирусов герпеса).

Цитомегаловирус, несущий белки SIV, вводится в организм макак, благодаря чему их иммунная система «знакомится» с этой угрозой. Исследователи вакцинировали подобным образом 16 обезьян, а затем заразили их вирусом иммунодефицита. Сначала у них проявились первые симптомы заболевания, но затем иммунная система макак заработала на полную мощность.

В результате в течение 1,5-3 лет половина обезьян полностью избавились от вирусных частиц SIV, так что в их крови нельзя было обнаружить даже малейших следов вируса. Впрочем, другой половине обезьян повезло меньше, и излечиться от СПИДа они не смогли. Ученые пока не знают, с чем это связано. Но, по их мнению, даже 50% эффективность вакцины является большим достижением, если учесть, насколько опасен SIV.

Если специалисты смогут преодолеть юридические сложности, то уже в течение ближайших 2-х лет они приступят к испытаниям аналогичной вакцины от ВИЧ на людях. Перед этим ученые должны убедиться в ее полной безопасности.

Генштаб: Солдат-срочников весеннего призыва не направят на СВО