29 марта ‘24, Пятница

Детские травмы передаются из поколения в поколение через РНК

Физиологи показали, что стресс, испытанный организмом в раннем детстве, может влиять на поведение его потомков. Наследственная передача стресса связана с некодирующей РНК, накапливающейся в сперме.

Об этом говорится в статье швейцарских ученых из Университета Цюриха, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Психиатрам и социальным работникам известно, что дети, испытавшие сильные стрессы, передают негативный опыт своим сыновьям и дочерям, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на собственных детей. Авторы статьи, проведя серию экспериментов с мышами, показали - последствия детских травм передаются не по социальным каналам, а наследуются на эпигенетическом уровне.

В ходе опытов ученые две недели подряд ежесуточно на три часа разлучали мышат с их матерями, причем каждый раз такое разлучение происходило в разное время. Матери во время разлуки с мышатами испытывали дополнительный стресс, поскольку их заталкивали в узкие трубки. Подросшие мышата, в отличие от своих сородичей, не испытывавших стресса, переставали бояться открытых пространств и яркого света.

Подобное поведение, ненормальное для грызунов, передавалось и потомству стрессированных мышат, хотя оно непосредственно не испытывало никаких детских травм. Более того, во втором поколении стрессированных мышей отмечался пониженный уровень инсулина и глюкозы в крови.

Ученые выяснили, что в мозгу, крови и сперме мышей, испытавших детский стресс, а также у их потомков, наблюдается повышенное содержание некоторых разновидностей некодирующей микроРНК - так называются небольшие молекулы РНК, в которых не зашифрованы последовательности пептидов. Исследователи выделили микроРНК из спермы травмированных грызунов и затем инъецировали ее в оплодотворенные яйцеклетки обычных мышей - после этого их потомки также начинали демонстрировать признаки девиантного поведения.

«Оказалось, что вклад отца при оплодотворении не ограничивается его генами», -- пояснил Стивен Кравец, один из исследователей. Пока авторы статьи не знают, как именно излишки выявленных типов микроРНК влияют на поведение и физиологию мышей - ученые предполагают, что они как-то сказываются на выработке гормонов стресса.