20 августа ‘18, Понедельник

Ученые впервые сделали рентгеновский снимок живой бактерии

Микробиологи научились снимать бактерий с высоким разрешением, не убивая их при этом. Методика поможет изучать работу бактериальных клеток в режиме реального времени.

Об этом говорится в статье специалистов из Швеции, Германии и США, опубликованной в журнале Nature Communications.

Чтобы разглядеть мельчайшие детали клеточного строения, необходимо использовать рентгеновское изучение, длина волны которого меньше, чем у видимого света. Однако при работе с ним надо применять очень мощные пучки рентгеновских лучей, которые мгновенно убивают изучаемые клетки. Поэтому практически все имеющиеся снимки бактериальных клеток сделаны с неживых образцов.

Авторы статьи смогли обойти это препятствие, погружая бактерий в аэрозоль на основе гелия. «Подсвечивая» бактерий с помощью слабого рентгеновского излучения, исследователи реконструировали форму клеток по дифракции лучей на их поверхности. В результате удалось получить снимки с разрешением всего в несколько нанометров.

В качестве объекта исследования использовались цианобактерии Cyanobium gracile и Synechococcus elongatus, длина которых составляет всего 0,4-4 микрометра. Ученые проследили, не только за отдельными клетками цианобактерий, но и за их делением. По словам ученых, по такой же методике можно исследовать, например, и кишечную палочку E. coli, а также создавать 3D-реконструкции клеток.

Напомним, недавно ученым впервые удалось заснять на видео вирусную частицу в момент ее сближения с клеткой. Перед тем, как закрепиться на поверхности клетки, вирус «кружит» вокруг нее, постоянно отскакивая от клеточной мембраны.