19 апреля ‘24, Пятница

Ученые воскресили древние вирусы в медицинских целях

Биоинженеры «отмотали» назад эволюцию аденоассоциированных вирусов и воссоздали их предполагаемых предков. Воскрешенные вирусы найдут применение в генной терапии.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Гарвардского института стволовых клеток, опубликованной в журнале Cell Reports.

Аденоассоциированные вирусы - это вирусные частицы, на которые возлагаются большие надежды, связанные с генной терапией. Эти вирусы не являются патогенными и умеют встраивать свой генный материал в строго определенные участки генома. Поэтому их можно использовать при доставке нужных генов к пораженным тканям.

До настоящего времени ученые работали с аденоассоциированными вирусами, которые циркулируют в человеческой популяции. Иммунная система людей знакома с ними и потому они достаточно быстро разрушаются после введения в организм. Чтобы решить эту проблему, авторы статьи решили воссоздать предков аденоассоциированных вирусов, которые давно исчезли и потому не распознаются иммунной системой.

Исследователи взялись за воскрешение предковых форм, а не за создание вирусов с нуля, поскольку в противном случае они не смогли бы синтезировать их белковую оболочку и придать ей достаточную структурную целостность. Реконструировав изменения, которым подвергались аденоассоциированные вирусы, ученые получили девять типов их предков.

Одна из предковых форм, обозначенная аббревиатурой ANC80, оказалась особенно успешной при доставке генетического материала в клетки печени, мышц и сетчатки мыши. После дальнейших клинических испытаний такие вирусы можно будет использовать и в медицинских целях. Напомним, недавно ученые «воскресили» вирусные частицы, извлеченные из замерзших фекалий северного оленя возрастом 700 лет.