28 марта ‘24, Четверг

Воскрешен второй по счету вирус-гигант из вечной мерзлоты

Ученые воскресили второго по счету гигантского вируса, пролежавшего 30 000 лет в вечной мерзлоте. Его воскрешение доказывает, что из-за потепления климата в Сибири может оттаять и возродиться к жизни множество других неизвестных науке вирусов.

Об этом говорится в статье российских специалистов из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и их французских коллег, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Напомним, в прошлом году этот же коллектив ученых заявил о воскрешении гигантского вируса Pithovirus sibericum. Он был обнаружен в образцах грунта, извлеченных с глубины 30 метров в ходе бурения вечной мерзлоты на Чукотке. Новый вирус, получивший название Mollivirus sibericum, был выявлен в тех же пробах, что и предыдущий.

Размер вирусных частиц Mollivirus составляет 0,6 микронов - он в два раза меньше, чем Pithovirus. Так же, как и Pithovirus, Mollivirus заражает амеб Acanthamoeba. Ученые оживили его, просто поместив оттаявший вирус в чашку Петри, наполненную этими одноклеточными организмами.

Mollivirus стал четвертым по счету известным ДНК-содержащим вирусом, который атакует Acanthamoeba. Помимо Pithovirus, к ним относятся Mimivirus и Pandoraviruses, живущие в наши дни. В отличие от большинства вирусов, чей геном состоит из считанных генов, Mollivirus является обладателем более 500 генов (у его современного коллеги, Pandoravirus, генов еще больше - около 2500).

Как отмечают авторы статьи, Pithovirus и Mollivirus, воскрешенные из вечной мерзлоты, не представляют опасности для человека. Но легкость, с которой удалось возродить их к жизни, заставляет насторожиться. Ученые не исключают, в вечной мерзлоте таятся и патогенные вирусы. С потеплением климата они окажутся на поверхности и могут спровоцировать эпидемии.