29 марта ‘24, Пятница

Физиологи доказали, что пить во время еды - это нормально

Ученые нашли в мозгу механизм, который стимулирует жажду в ответ на присутствие пищи во рту. Это значит, что запивать еду - абсолютно нормально.

К такому выводу пришли американские специалисты из Калифорнийского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Более 100 лет считалось, что жажду провоцирует связанное с приемом пищи повышение вязкости крови и концентрации растворенных в ней солей. Однако этому противоречил тот факт, что большинство животных и людей начинают пить уже во время еды, то есть жажда у них пробуждается еще до того, как последствия приема пищи успевают проявиться.

Авторы статьи выяснили, что нервный механизм, управляющий жаждой, работает гораздо быстрее, чем предполагалось. Они экспериментировали с генетически модифицированными мышами, у которых при активации начинали светиться нейроны подсводчатого (subfornical) органа - так называется мозговой центр, регулирующий жажду.

В ходе эксперимента ученые кормили мышей и одновременно измеряли у них осмотическое давление крови. Оказалось, что нейроны жажды загорались в мозгу у грызунов уже в ответ на присутствие пищи во рту, когда свойства крови еще оставались неизменными. Следовательно, организм включает жажду в упреждение, не дожидаясь, пока баланс будет нарушен.

Когда мыши пили, нейроны жажды быстро отключались, хотя свойства крови опять-таки не успевали измениться. Ученые заметили, что ключевую роль в этом процессе играет температура ротовой полости - для подавления жажды было достаточно положить в рот мышам холодный кусочек металла. К тому же из практики известно, что жажду снимает рассасывание кубиков льда.

Открытие опровергает распространенный миф, согласно которому питье во время еды разбавляет желудочный сок и приводит к другим негативным последствиям. Однако если бы это было вредно, то природа в ходе эволюции не снабдила бы живых существ нервным механизмом, заставляющим запивать еду, не откладывая.