19 апреля ‘24, Пятница

Физиологи научились делать животных прозрачными

Ученые разработали методику, которая позволяет сделать тело небольших животных полностью прозрачным. Для этого надо просто откачать из него жир.

Свои результаты немецкие специалисты из Мюнхенского университета изложили на страницах журнала Nature Methods.

Для того, чтобы изучить строение тех или иных органов, анатомам приходится извлекать их из тела животного или человека, а затем делать из них срезы. Эта процедура затрудняет понимание трехмерной структуры органов, в особенности таких сложных, каким является головной мозг.

Авторы статьи придумали, как обойти данную сложность и исследовать органы in situ, то есть в самом организме. Предложенная ими методика получила название uDISCO. Она позволяет сделать прозрачным тело умерщвленной мыши или крысы всего за несколько дней. Для этого зверек обрабатывается несколькими растворами, которые выводят из организма все жиры, основной источник «мути».

«Это напоминает использование моющего средства для удаления жира с грязной посуды», -- пояснил Али Ертурк, соавтор работы. Вместе с жирами из тела животного уходит часть воды, так что оно немного сжимается и затвердевает. «В результате у вас в руках оказывается что-то вроде прозрачной пластиковой мыши, которую вы можете согнуть», -- добавил ученый.

После того, как животное сделалось прозрачным, его можно обработать флюоресцирующим белком, специфичным к нервной или любой другой ткани. Это дает возможность рассмотреть интересующие органы или группы клеток, не проводя вскрытие. Ученые считают, что аналогичная методика пригодится и при изучении человеческого тела, в особенности архитектуры мозга.