19 апреля ‘24, Пятница

Первая искусственная яйцеклетка создана в Японии

Японские ученые впервые в мире смогли создать яйцеклетку из клеток кожи и затем оплодотворить ее, получив здоровое потомство. Эксперимент проводился на мышах, но в будущем аналогичная технология может быть востребована и однополыми парами, желающими иметь детей.

Об этом говорится в статье специалистов из Университета Кюсю, чья статья опубликована в журналу Nature.

В 2012 году команда японских биоинженеров смогла перепрограммировать клетки кожи, взятые у взрослых мышей, в гоноциты, или первичные половые клетки, из которых затем могут развиться яйцеклетки. Однако чтобы это произошло, гоноциты приходилось пересаживать в яичники живой мыши.

Спустя четыре года эти же ученые смогли полностью перенести весь этот процесс в пробирку. Получив из кожи взрослого животного гоноциты, японцы добавили к ним клетки, взятые из яичников мышиных зародышей. Последние создали в пробирке среду, благоприятную для развития яйцеклеток. В дальнейшем, говорят специалисты, эти вспомогательные клетки можно будет заменить реагентами.

Полученные яйцеклетки были оплодотворены по методу ЭКО и перенесены в клетку суррогатных матерей. В результате в лаборатории родилось 26 здоровых мышат. Впрочем, только 3,5% искусственных яйцеклеток дало начало потомству, по сравнению с 60% яйцеклеток, созревавших в теле самой мыши.

Интересно, что первые гоноциты из человеческих стволовых клеток были получены в 2014 году. Якоб Ханна из института имени Вейцмана (Израиль), принимавший участие в их создании, рассказал изданию Nature, что в его лаборатории на человеческом материале проводились примерно те же эксперименты, какие японцы ставили на мышах. Главной проблемой было достать вспомогательные клетки яичников.

«Задача по созданию человеческих яйцеклеток едва ли окажется более сложной», -- пояснил Ханна. По его словам, технология позволит обзаводиться потомством даже однополым парам – для этого им потребуется пожертвовать всего лишь небольшим кусочком кожи.

Впрочем, пока для оплодотворения яйцеклеток все равно требуются мужские сперматозоиды, но эта проблема тоже решаема – в начале 2016 года китайцы заявили о получении мышиных сперматозоидов из стволовых клеток.