17 августа ‘17, Четверг

Ученые развенчали миф о превосходстве скрипок Страдивари

Ученые выяснили, что хваленые скрипки Страдивари уступают по звучанию современным инструментам: при слепом прослушивании меломаны присуждают им более низкие баллы.

К такому выводу пришли французские ученые из Университета Пьера и Марии Кюри, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что скрипки Антонио Страдивари, итальянского мастера XVII века, обладают непревзойденным звучанием, с которым не могут сравниться скрипки современных мастеров. Всего до наших дней дошло около 650 инструментов Страдивари, цена каждой такой скрипки составляет несколько миллионов долларов.

В 2014 году французские ученые показали, что при слепом тестировании сами музыканты не в состоянии определить, на каком инструменте они играют - на скрипке Страдивари или же на современном высококачественном аналоге. На этот раз французы повторили этот эксперимент на слушателях. Результат оказался столь же обескураживающим.

В первом эксперименте, проводившемся в пригороде Парижа, были задействованы три скрипки Страдивари и три обычных инструмента. Музыканты играли на них вслепую в разных комбинациях скрипичный концерт П.И Чайковского (op. 35) в сопровождении оркестра. 55 слушателей в зале должны были оценивать, как звучат скрипки.

Во втором эксперименте использовался другой набор скрипок, оркестр не привлекался. Прослушивание происходило в Нью-Йорке, в нем участвовали 82 человека. И в том, и в другом случае слушатели поставили более высокие оценки современным инструментам, с уверенностью отличить по звучанию старинные скрипки от новоделов не смог никто.

По словам ученых, современные скрипки звучат громче старинных, что ставит их в более выгодное положение. Получается, превосходство инструментов Страдивари - это субъективный миф. «Когда вы знаете, что играет скрипка Страдивари, вы начинаете слушать ее по-другому», -- пояснил Джозеф Картин, соавтор работы.

Современные скрипки премиум-класса, задействованные в экспериментах, тоже стоят недешево - около 130 тысяч долларов. Тем не менее, они куда доступнее по цене, чем скрипки Страдивари. Виртуозам совершенно необязательно тратить целые состояния на старинные инструменты, чтобы добиться превосходного звучания, говорят исследователи.

17.8.2017, 7:4
Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж в ходе встречи с конгрессменом от Республиканской партии США Даной Рорабахером заявил, что Россия не имеет отношения к взлому баз данных Демократической партии во время президентских выборов 2016 года, пишет газета Hill.
17.8.2017, 7:0
США и Южная Корея обсуждают возможный пересмотр союзнических договоренностей, касающихся разработок баллистических ракет, сообщает агентство Блумберг со ссылкой на южнокорейскую прессу.