20 мая ‘19, Понедельник

Биоинженеры скрестили наночастицы с лейкоцитами

Ученые впервые удалось окружить кремниевые наночастицы мембраной, позаимствованной у белых кровяных телец. Получившийся гибрид оказался устойчив к действию иммунной системы организма.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Методистского исследовательского института-госпиталя, были опубликованы в журнале Nature Nanotechnology.

Наночастицы рассматриваются медиками как перспективное средство для доставки лекарств к пораженным органам. Однако их использование ограничивается иммунной системой, которая распознает наночастицы как чужеродные элементы и уничтожает их до того, как они успевают доставить медикаменты.

Авторы работы смогли решить эту проблему, увеличив срок жизни наночастиц в организме с нескольких минут до нескольких частиц. До этого им пришлось модифицировать кремниевую основу наночастиц при помощи 3-аминопропилтриэтоксисилана (APTES), чтобы к ней могли прикрепляться фосфолипиды и белки мембраны.

Затем ученые выделили мембрану из свежесобранной порции лейкоцитов и соединили ее с наночастицами, тем самым замаскировав их от антител. В результате фагоциты, клетки иммунной системы, перестали замечать эти элементы. Исследователи обозначили их аббревиатурой LLV (LeukoLike Vectors).

В будущем медики смогут для каждого пациента создавать индивидуальные LLV на основе его собственных лейкоцитов. Включая в состав мембраны LLV различные белки в зависимости от того, какой орган является их мишенью, можно будет увеличить точность доставки лекарств.

«Мы понимаем, что не всегда есть доступ к неограниченному количеству белых кровяных частиц, и поэтому хотим так оптимизировать нашу систему, чтобы она использовала как можно меньше клеточного материала», -- рассказал Энио Тасциоти, один из авторов работы.