20 мая ‘19, Понедельник

Биоинженеры снабдили наночастицы «белковым паспортом»

Наночастицы, ассоциированные с белком системы «свой-чужой», смогли обмануть иммунную систему. Использование этой технологии сделает доставку лекарств к пораженным органам более эффективной.

Описание методики, разработанной американскими специалистами из Пенсильванского университета, опубликовано в свежем выпуске журнала Science.

В последние годы ученые разных стран пытаются применять наночастицы для точечной доставки лекарств. Однако их использование ограничивается реакцией иммунной системы, которая распознает наночастицы как чужеродные объекты и уничтожает их до того, как они успеют прибыть к месту назначения с грузом лекарства.

Авторы исследования нашли решение этой проблемы, присоединив к наночастицам пептид CD47. Все клетки организма несут CD47 на своей мембране и «предъявляют» его макрофагам, клеткам имунной системы, чтобы те не принимали их за чужеродные элементы. Оказалось, что CD47 может послужить «паспортом» и для наночастиц. Эксперименты на мышах показали, что через полчаса после введения наночастиц в организм концентрация тех из них, что были снабжены CD47, в четыре раза превышала концентрацию наночастиц без «паспорта». Кроме того, выяснилось, что наночастицы с CD47, нагруженные палитакселом, препаратом против рака, всего за один день сокращали размер опухолей мышей на 25%. Наночастицы же без CD47 никакого эффекта на опухоль не оказывали.

Напомним, что недавно другая группа ученых попыталась замаскировать наночастицы с помощью мембран, позаимствованных у лейкоцитов.