22 мая ‘19, Среда

Инженеры научились управлять сперматозоидами

Ученые создали из бычьих сперматозоидов роботов, движениями которых можно управлять. Изобретение поможет при лечении бесплодия у людей.

Об этом говорится в статье канадских специалистов из Университета Торонто, опубликованной в журнале Advanced Materials.

Разработка микророботов является одним из приоритетных направлений в робототехнике. Специалисты изготавливают их из сгустков геля или даже из пузырьков воздуха. На этот раз ученые решили оснастить микророботов природными «моторами» - сперматозоидами. Эксперименты проводились со спермой быка.

Чтобы установить контроль над сперматозоидами, специалисты снабдили их микротрубочками, сделанными из железа и титана. Длина таких трубочек составляла 50 микрометров, диаметр широкого конца - 8, а диаметр узкого - 5 микрометров. Специалисты смешивали трубочки со спермой, и сперматозоиды, заплыв с широкого конца, застревали в их узком участке.

Благодаря торчащему из трубочки жгутику сперматозоиды беспрепятственно продолжали движение в нужном направлении, которое задавалось внешним магнитным полем. С помощью магнитов ученые в любой момент могли направить биороботов в ту или иную сторону. Эта система эффективнее химических реагентов, с помощью которых сперматозоидами пытались управлять специалисты из других лабораторий.

Ранее такие же микророботы создавались на основе бактерий, к клеточной стенке которых прикреплялись частички железа. Однако сперматозоиды гораздо крупнее и способны плавать против течения в половых путях самки. Кроме того, они не отторгаются иммунной системой. Поэтому в дальнейшем ученые надеются приспособить сперматозоидов-роботов для доставки лекарств. Пригодятся они и при лечении бесплодия.