20 апреля ‘24, Суббота

Инженеры создали одноглазого робота размером с муху

Американцы снабдили миниатюрного летающего робота глазом, напоминающим простые глазки насекомых. Благодаря этому им удалось стабилизировать полет аппарата.

Статья с описанием технического устройства, созданного американскими специалистами из Массачусетского технологического института, опубликована в журнале Journal of the Royal Society Interface.

Простые глазки насекомых – это одиночные фасетки, которые располагаются рядом с их сложными фасеточными глазами. Их точное назначение неизвестно, однако большинство ученых считает, что простые глазки «настраиваются» на Солнце и другие источники света, помогая насекомым стабилизировать свой полет.

Авторы статьи решили проверить эту гипотезу и заодно усовершенствовать летающего миниробота, созданного ими ранее. Этот аппарат, чей вес составляет всего 0,1 грамма, подобно мухе, летает при помощи двух маленьких крыльев, а питание и команды от компьютера получает по тонкой проволоке.

Чтобы устройство не кувыркалось в полете, инженерам приходилось следить за ним с помощью видеокамер – их сигнал передавался на компьютер, который в случае необходимости выравнивал робота. Изобретатели решили упростить эту схему и поместили на «голову» роботу искусственный глазок.

Глазок состоит из четырех фототранзисторов, сидящих на микросхеме в виде пирамидки. Если робота-муху осветить лампой, то фототранзисторы реагируют на перепады освещенности. Компьютер анализирует информацию, собранную глазком, и не дает аппарату «болтаться» вверх-вниз. Видеокамеры в этом случае больше не нужны.

Как отмечают авторы статьи, работа над устройством помогает лучше понять, как функционирует зрение у насекомых. В дальнейшем роботы такого типа найдут применение при спасательных операциях. Ученые предполагают, что их можно приспособить и для опыления растений – это понадобится в случае исчезновения пчел, популяция которых сокращается в Европе.